Юзабилити-тестирование сайта: что это и зачем его проводить?

Пользовательское тестирование

Друзья, приветствуем вас в блоге сервиса UserPoint. Это наша первая публикация и перед тем, как мы перейдем непосредственно к теме статьи, позвольте в двух словах рассказать о нас и о том, чем для вас может быть полезен этот блог.

В августе 2015 года наша команда запустила сервис для тестирования сайтов и приложений на реальных пользователях – UserPoint. Имея за плечами многолетний опыт в интернет-маркетинге и юзабилити-анализе, и постоянно изучая лучшие мировые практики, мы разрабатываем продукт, который является одним из важных инструментов анализа сайта и увеличения конверсии.

Этот блог призван развивать в России и СНГ профессиональный подход к процессу повышения конверсии. Он будет полезен интернет-маркетологам, владельцам интернет-магазинов и других бизнесов, а также юзабилити-специалистам.

Какими знаниями мы будем делиться?

  • обзоры инструментов аналитики и A/B – тестирования,
  • опыт и кейсы российских и зарубежных компаний по повышению конверсии,
  • приемы улучшения юзабилити и секреты пользовательских интерфейсов,
  • UX-исследования, инсайты и аналитика,
  • интервью и вебинары с экспертами рынка.

Ну а теперь ближе к теме.

Что такое юзабилити-тестирование и в чем его польза?

Юзабилити-тестирование – это исследование того, как реальные люди используют ваш сайт или продукт. Вы описываете определенный сценарий – набор задач для тестирования, а пользователи выполняют их, комментируя вслух свои мысли и действия.

Для крупного, среднего бизнеса, интернет-сервисов это важный этап профессионального юзабилити-анализа. Используя юзабилити-тестирование вместе со стандартными методами и инструментами (системами аналитики, Вебвизором, эвристическим анализом и т.д.), вы сможете выдвигать правильные гипотезы для A/B-тестов, вносить правки в сайт и добиваться устойчивого повышения конверсии.

Юзабилити-тестирование мобильных приложений крайне полезно в получении фидбэка от потенциальных клиентов, нахождения очевидных ошибок и проблемных мест. Особенно актуально это для небольших компаний, на сайтах которых недостаточно трафика, чтобы провести качественные A/B-тесты.

Чем юзабилити-тестирование отличается от систем аналитики?

Да, Яндекс.Метрика и Google Analytics подскажут показатели конверсии на сайте, укажут страницы и формы, на которых пользователи отваливаются и переходят к конкурентам. Вебвизор расскажет, где и чем занимается ваш посетитель. Но ни одна из систем аналитики не ответит на главный вопрос – почему пользователь совершает или не совершает конкретные  действия?

Почему покупатель так долго изучает форму оплаты заказа? Почему он использует фильтры товаров не так, как вы считаете правильным и удобным? Как бы хорошо вы не разбирались в целевой аудитории, какие бы подробные портреты клиентов не составляли, вы – не ваш пользователь. Вы никогда не найдете сами даже малую часть тех проблем, которые возникнут у вашего потенциального клиента, тем более вы прекрасно разбираетесь в продукте и процессе оформления заказа на сайте.

Чем раньше вы выявите причины, по которым у вашей аудитории возникают проблемы и сомнения, тем меньше потратите денег и времени на разработку неудачных решений.

Типы юзабилити-тестирования

1. Традиционное тестирование

Традиционный подход к тестированию сайта на реальных пользователях – обычно достаточно долгое (до 1,5 месяцев) и дорогостоящее (до 100 000 рублей) удовольствие: необходимо арендовать помещение (лабораторию) и подготовить специальное оборудование, найти людей для фокус-группы, объяснить им процедуру исследования, проконтролировать сам процесс.

Юзабилити-лаборатория

Одним из главных экспертов данного типа считается Якоб Нильсен, автор популярных книг о юзабилити, основатель компании «Nielsen Norman Group», который с 1994 года  изучает юзабилити-тестирование. Его методики, исследования и другие полезные материалы можно посмотреть по ссылке.

2. Онлайн-тестирование

Развитие интернета способствовало развитию дистанционного онлайн-тестирования, которое, как правило, гораздо дешевле и быстрее. Это исследование без взаимодействия с тестировщиком в реальном времени. Если вы правильно напишете сценарий, этот метод значительно сэкономит ваши ресурсы. Конечно, можно найти удаленную фокус-группу, составить список вопросов, отослать по электронной почте и попросить людей самостоятельно протестировать сайт или продукт, проходя через сценарий и комментируя свои мысли и действия вслух. Но гораздо проще воспользоваться сервисами автоматизации. Флагманом зарубежного рынка является usertesting.com, на российском рынке мы предлагаем его аналог – userpoint.ru. Огромные базы реальных тестировщиков позволяют мгновенно подобрать по любым параметрам фокус-группу (например, десять женщин от 30 до 35 лет, у которых есть кот) и в течение пары дней провести тестирование.

Преимущества  онлайн-тестирования с помощью специализированных сервисов очевидны:

  • все происходит онлайн, вам не нужно контролировать процесс, у пользователей уже установлен специальный софт для захвата и записи экрана,
  • большая база тестировщиков позволяет мгновенно подобрать фокус-группу по любым параметрам (возраст, пол, страна проживания, операционная система, а также любые произвольные параметры),
  • время проведения — 1-2 дня (в десятки раз быстрее традиционного тестирования),
  • денежные затраты минимальны (4900 рублей за 10 пользователей).

Также серьезным преимуществом онлайн-тестирования многие эксперты считают то, что пользователь находится в естественной среде обитания, в комфортной обстановке, а не в лаборатории под надзором исследователей.

Хотите узнать, как правильно проводить юзабилити-тестирование и из каких 6 шагов состоит этот процесс? Обязательно прочитайте пошаговую инструкцию по проведению юзабилити-тестирования.

  • Катюша

    Спасибо за инф. по Якобу Нильсену поищу его книги. Вообще, все аспекты по юзабилити не получиться вмести в одну, две статьи — это я уже поняла из блогов на аскюзерс, но даже если и вычитать и выучить все моменты по юзабилити, все равно — сам тестирование не проведешь, но для этого есть вы)